Отчет о работе Ресурсного центра гуманитарной и естественно-математической направленностей в 2019/2020 учебном году
Деятельность Ресурсного центра осуществляется на основе следующих нормативных и правовых документов:
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 №243-3 (статья 23);
Положение об учреждении общего среднего образования (утверждено постановлением Министерства образования республики Беларусь от 20.12.2011 №283 (Национальный реестр правовых актов РБ, 2012, №42, №8/25102);
Приказ комитета по образованию от 27.07.2018 №290-ОС «О деятельности ресурсных центров»;
Положение о ресурсном центре государственного учреждения образования «Гимназия №41 г.Минска имени Серебряного В.Х»;
Устава гимназии;
Приказа гимназии 31.08.2019 № 253 «Об организации методической работы в 2019/2020 учебном году».
Основная цель деятельности ресурсного центра в 2019/2020 - создание условий для распространения перспективного педагогического опыта учителей гимназии в области естественно-математической и гуманитарной направленностей.
Основные задачи работы ресурсного центра:
- совершенствование структуры, содержания и форм организации работы с учащимися по учебным предметам;
- выявление и координация образовательных потребностей участников образовательного процесса;
- обучение различных категорий педагогов для совершенствования педагогического мастерства в процессе преподавания учебных предметов;
- создание информационно-методического пространства, способствующего профессиональному росту педагогов и повышению качества образования.
Структура Ресурсного центра:
творческая группа учителей естественно-математической направленности;
творческая группа учителей русского и белорусского языков, истории и обществоведения;
предметная лаборатория английского язык;
предметная лаборатория изобразительного искусства.
Состав Ресурсного центра – 20 (57%) педагогических работников от численности коллектива. Высшая квалификационная категория – 19 (95%), первая – 1(5%). За период функционирования Ресурсного центра отмечается стабильный состав участников. Анализ возрастного состава Ресурсного центра свидетельствует о том, что основной контингент педагогических работников представлен продуктивной группой от 30 до 55 лет, где преобладают специалисты со стажем работы учителя свыше 15 лет – 17 педагогов, что составляет 85 %.
Высокий уровень профессиональной подготовки достигается путем работы методических объединений, повышением педагогами своего профессионального уровня через курсы повышения квалификации, участия вРеспубликанском рождественском фестивале педагогического мастерства в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», конференциях, проектах, конкурсах.
Деятельность Ресурсного центра гимназии осуществлялась с целью повышения качества образования через ресурсное обеспечение образовательного процесса, использование информационных технологий и развитие высокотехнологичной образовательной среды гимназии для формирования поликультурной личности учащихся. Основным направлением деятельности Ресурсного центра являлась информационная, консультационно-методическая и справочная помощь всем участникам образовательного процесса, работа с одаренными и высокомотивированными учащимися на учебных занятиях и во внеклассной работе, проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов гимназии, района и города, накопление и систематизация дидактического материала.
В течение учебного года Ресурсным центром были проведены следующие мероприятия:
11.09.2019 – участие в семинаре-практикуме в рамках программы повышения квалификации МГИРО. Учителем Карпович О.А. был представлен опыт работы по темам «Использование арт-терапевтических методов на факультативных занятиях художественной направленности» и «Интеграция как фактор активизации творческой деятельности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству».
19.09.2019 – участие в семинаре-практикуме в рамках курсов повышения квалификации МГИРО. Учителем Жигало М.Ю. было проведено практическое занятие «Сингапурская методика обучения химии».
18.10.2019 – районное методическое объединение классных руководителей Московского района «Формы и методы обучения, учащихся навыкам бесконфликтного поведения». В рамках мероприятия заместитель директора Гайдук Н.А. ознакомила классных руководителей с нормативной правовой и методической основой деятельности классного руководителя. Психолог гимназии Хоменко Т.А. выступила с рекомендациями по повышению психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
22.10.2019 – семинар-практикум для заместителей директоров по учебной работе, курирующих факультативные занятия эстетической направленности учреждений образования Московского района «Инкультурация личности учащегося средствами конкурсно-выставочной деятельности». Руководителем музея Людчик А.В. было проведено музейно-педагогическое занятие «Рушнік – спадарожнік беларусаў» (с участием учащихся 6 «А» класса), на котором были продемонстрированы приемы инкультурации учащихся средствами музейной педагогики путем погружения в народную культуру при изучении семантических особенностей традиционного белорусского орнамента. Руководитель методического объединения Карпович О.А. представила опыт «Конкурсно-выставочная деятельность и ее роль в инкультурации личности учащегося художественно-эстетического направления».Учитель Хомякова В.В. представили материал по теме «Развитие у учащихся культуры создания, оформления и защиты конкурсных проектов в области архитектуры и дизайна». Учитель Щастливая А.И. представила опыт работы по теме «Формирование культуры презентации и экспонирования конкурсного проекта в области живописи у учащихся художественно-эстетического направления».
05-06.11.2019 – участие в семинаре-практикуме АПО по моделированию современного урока ИЗО и ОМХК «Моделирование современных уроков ИЗО, музыки, ОМХК в интерактивном режиме» Учитель Карпович О.А. представила опыт работы по теме «Воспитание личности учащегося на уроках учебного предмета «Искусство (ОМХК)» в рамках социокультурных и художественно-практических компетенций».
20.11.2019 – практические занятия для слушателей повышения квалификации МГИРО «Современные подходы в обучении учащихся иностранному языку в условиях использования национальных УМК». Занятия посетили 45 учителей английского языка г.Минска. Семинар-практикум «Приемы и средства организации творческо-поисковой деятельности, учащихся на уроках английского языка» был проведен учителем Ткачук А.И. Эффективный опыт был представлен через проведение открытых учебных занятий следующими педагоги гимназии: Васютинская А.В. (8 «А» класс) «Известные блюда разных стран мира», Давыдик Е.Н. (10 «В» класс) «Волонтерская деятельность», Аксентьева Ю.Н. (11 «А» и 11 «Б» классы) «Белорусский национальный характер».
26.11.2019 – мастер-классы «Развитие эмоционально-образного мышления, колористических компетенций, учащихся при выполнении этюда зимнего пейзажа» для учителей Московского района. Целью стало обучение практического применения восприятия изделий и возможностей пространственного выражения композиционных задач в пейзаже. Мастер-класс по графике «Практическое применение теории трехмерного восприятия предметов при выполнении графической композиции в технике рисунка цветными карандашами» провела учитель Хомякова В.В. Мастер-класс по гуашевой живописи «Развитие эмоционально-образного мышления, колористических компетенций, учащихся при выполнении этюда зимнего пейзажа» провела учитель Карпович О.А.
26-27.12.2019 – участие в IX Республиканском рождественском фестивале педагогического мастерства «Педагогические технологии – современно, эффективно, результативно». Учителем Карпович О.А. был проведен урок для взрослых «Воспитание толерантности к явлениям художественной культуры через технологию личностно-ориентированного обучения», на котором были представлены методические приемы развития ключевых компетенций.
09.01.2020 – мастер-класс «Чытацкая граматнасць праз кампетэнтнасны падыход». Занятие провели учителя Вальчук Н.В. и Барвинок М.Е. Во время проведения мастер-класса участники освоили эффективные методические приемы по формированию читательской грамотности, разработанные творческой группой учителей белорусского языка и литературы.
05-06.03.2020 – участие в семинаре-практикуме АПО по моделированию современного урока ИЗО и ОМХК «Моделирование современных уроков ИЗО, музыки, ОМХК в интерактивном режиме». Учитель Карпович О.А. представила опыт работы по теме «Развитие личностных и надпредметных компетенций, учащихся в процессе изучения отечественной культуры в контексте мировой: реализация принципа инкультурации».
11.03.2020 – практические занятия по композиции для учителей изобразительного искусства г.Минска «Вариативность художественно-практической деятельности в технике графического рисунка с использованием простых чертежных инструментов». Занятия провела учитель изобразительного искусства Щастливая А.И.
Публикации:
В журнале «Мастацкая і музычнаяадукацыя» (№ 4 2019) опубликована статья учителя Карпович О.А. «Развитие творческих способностей учащихся путем активизации ассоциативного мышления в процессе художественно-творческой деятельности на занятиях по учебным предметам художественно-эстетической направленности».
Известный искусствовед и критик, члена Белорусского союза художников, Белорусского союза дизайнеров, известный галерист Л. Д. Финельштейн свои впечатления о музеи «Светавит» опубликовала в статье газеты “Літаратура і мастацтва”)11.10.2019, №40) «Я прыйшла здзівіцца і пераканацца».
В журнале «Березка» в (№ 11, 2019) опубликован материал, посвященный работе гимназического музея «Светавит».
Организационная работа Ресурсного центра обеспечила качественное информационно-методическое сопровождение высокомотивированных учащихся при подготовке
üко ІІэтапу республиканской олимпиады по всем предметам кроме трудового обучения;
üк IIIэтапу республиканской олимпиады по русскому языку, биологии, химии, физике, информатике, математике;
üк заключительному этапу республиканской олимпиады по химии и математике;
üкXX Республиканскому конкурсу (турниру) юных математиков;
üк IV Минскому городскому открытому турниру юных математиков (младшая лига);
üк XX Республиканскому конкурсу (турниру) юных математиков;
üМеждународной олимпиаде по точным наукам (математика, физика, химия) среди подростков «Лаборатория подготовки талантов»;
üк ІХ (дистанционной) Европейской Математической олимпиаде среди девушек (2020).
Таким образом, анализ деятельности Ресурсного центра в 2019/2020 учебном году свидетельствует о том, что поставленные задачи выполнены. Результаты участия педагогов в мероприятиях подтверждает востребованность услуг ресурсного центра на районном, городском, республиканском уровнях. В 2019/2020 учебном году продуктивно был представлен практический опыт работы предметных лаборатории учителей английского языка и учителей изобразительно искусства, творческой группы учителей белорусского языка. На сайте учреждения образования своевременно были размещены информационные отчеты о работе Ресурсного центра в течение года. Вместе с тем, учителем географии не был проведен запланированный семинар. Семинар-практикум “Использование учебного диалога на уроках русского языка и литературы как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся” по объективным причинам перенесен на 2020/2021 учебный год.
В 2020/2021 учебном году педагогам Ресурсного центра следует продолжить диссеминацию опыта педагогической деятельности посредством проведения открытых учебных занятий, мастер-классов, семинаров, публикаций в средствах массовой информации; активизировать работу творческой группы учителей естественно-математической направленностипо распространению опыта работы в районе и городе. Учитывая тематику заседаний на 2020/2021 учебный год для педагогов г.Минска и слушателей курсов Минского городского института развития образования, расширить методическое сотрудничество с учреждениями образования города и республики; принимать участие в конкурсах, конференциях различного уровня.